Итоги конкурса «Любовь и …прочие глупости»

Дорогие собратья по перу!

Конкурс «Любовь и …прочие глупости» успешно завершен. После недолгих, но продуктивных обсуждений, были выбраны победители.
В номинации «Любовь и…прочие глупости» победителем стало стихотворение:

Светает
В моих глазах
Ты
(Рад)

В номинации «Ранняя весна» победителем стало стихотворение

Громкое чириканье
Местами снег
Ветер порывистый
(Рад)

Поздравляем победителей конкурса!
ornament[1]


Мнение Лады Турбиной

***
(Часть первая. Стихи, вошедшие в финал конкурса по теме «Любовь и прочие глупости…»)

В подведении итогов, как и в любом деле, важен подход.  Примерно  так я собиралась начать  отзыв на конкурсные стихи, а после подумала — какого черта?  “Придется идти наугад. По правде сказать, я никогда не верил компасам. Тем, кто чувствует правильный путь, они только мешают.”
Нет, я не стану благодарить участников в конце своего недолгого монолога, я скажу спасибо сейчас. Спасибо всем, кто нашел в себе силы, время и желание написать строфы по очень сложной теме. На самом деле, когда дело касается такого объемного и многомерного понятия, как любовь, мы теряем красноречие.

…К чему нам то, что заменить не сможет
родной родник, любезное вино,
хлеб сокровенный, бывший нашим хлебом,
святые и несветлые обличья,
которые от веку были нам
присущи, но уже исчезли, смерклись,
не потому, что умерли, а просто
не стало их — и всё тут…

Все, что касается человеческого сердца и души, рискует утонуть в морях столь глубоких, что на постижение их может не хватить и жизни.
Сложно выворачивать себя наизнанку, сложно показать то, что чувствуешь, поскольку словарь каждого человека, как радужка глаз, индивидуален. Мы можем лишь замереть в ожидании, предвкушая понимание того, что рано или поздно случается в жизни каждого, о чем все знают и в то же время не могут обозначить сколь-нибудь доступной формулой. Правда, остаются стихи. Они столь же алогичны, непредсказуемы и стихийны, как и сама любовь. Может именно  поэтому поэзии с легкостью удается то, что остается недоступным ни одной из человеческих наук.
Из всех текстов, присланных на конкурс, я выбрала 13 (счастливая «чертова дюжина», согласитесь, в этом есть комизм ситуации, если думать о любви в библейском понимании).  Восемь – о любви и пять — о ранней весне. Я думала, что в финале будет больше нейтральных сезонных стихов, однако крылатый Пегас, или кто там отвечает за вдохновение в японской поэзии, распорядился иначе. Начнем же.

…Подведенье итога.  Луч медлит в минуте
так знакомо и сладко!
Я вверяю себя целиком, без остатка
цвету, контуру, сути.  
В ногу шагают
На двоих сто морщинок
И одна любовь
(татьяна)

История  человеческой жизни. Такие миниатюры можно отнести к дневничковым сенрю, но в тоже время, в ней есть нечто большее – зримый образ. Конечно, не вполне comme il fau, звучание темы в стихе, но я закрываю глаза на это, объясняя все собственной субъективностью. Хотела бы и я такую историю любви: с любимым человеком,  уютным домом, белым штакетником, креслом-качалкой и кучей-малой внуков и внучек.
И еще одно стихотворение такой же направленности:

Домашние пельмени
Отпечатки пальцев
Твои и мои
(Николай Гранкин)

Любовь, не размытая обыденностью,  то, что чилиец Неруда называл «Одой изначальным вещам». Удивительная чистота сути явления, заставляющая человека видеть красоту повсеместно: от простого поворота головы любимого человека, до совместной лепки пельменей.

Чтобы сжечь
Ищу целый день
Твои письма
(Александр Шитковский)

О, как это по-женски!

…Те, кому я
Отдаю так много, всего мне больше
Мук причиняют.
Противней тебя
я никого, милая, не встречала!

О, как это по-мужски!

…Так баран с тупым упорством бьет
Черным лбом об изгородь кошары,
Я поплыл, я тронулся как лед,
И ночами напролет
Снятся мне кошмары.

О, как это по-человечески!

…Больше чем можно,
больше чем надо —
будто
поэтовым бредом во сне навис —
комок сердечный разросся громадой:
громада любовь,
громада ненависть.

Театр, театр, театр, да не простой, а вполне себе провинциальный, с заламыванием рук, с паузами в неуместных местах, с наигрышем и прочими издержками. Но, что делать, если в эмоциях мы не всегда умеем остановиться, если душевная боль столь сильна, что заглушить ее жизненно необходимо, а пережить сил не хватает? Вот и случаются истории в стиле «Леди Макбет» и речь совершенно не о географии или дате на календаре…

Мороз за окном
Потрескивает меж нами
Статическое
(Рад)

Еще не все сказал
10% осталось
От подзарядки
(ЭРАкомета)

Два стихотворения в стиле «хайтэк». Так и видишь жизнь горожанина, пожираемого мегаполисом, как Иона китом. Новые времена и скорости ищут новые формы выражения мыслей, эмоций, чувств. (Внимание,  самоирония!)

…Меняется всё: мечты, ориентиры,
Значения слов, привычки, кумиры,
Течение рек, вообще погода,
Цвет облаков, характеры, мода,
Взгляды, физические константы
И даже, и даже меняешься сам ты.
Меняется неотвратимо, кромешно
Весь мир, кроме меня, конечно.

Текущий конкурс щедр на тандемы. Думаю, в этом явлении есть какой-то смысл. Смысл есть почти во всем, если задуматься. Возможно, позже  меня осенит на статью о чем-то вроде «Коллективное бессознательное в городской поэзии хайкай  начала XXI века» в стиле Карла Юнга. Признаться, от этой мысли становится несколько тошно, поэтому лучше просто о стихах.

Зимняя ночь
Ищут друг дружку
Мизинцы
(Александр Шитковский)

Приход ли уход ли
Все так же тихо
Падает снег
(Рад)

Вот и дождались мы пересечения темы любви и зимы. Я ни секунды не сомневалась, что такие будут иметь место. Все же, Россия – страна холода и снега. Мы видим жизнь в графичной черно-белой манере, что никак не умаляет богатства изображения.

…Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь…

Душевное тепло, умиротворение и, одновременно, аварэ.  Когда я читаю стихи о любви, в моем ассоциативном ряду всплывают именно такие образы. Щемящее чувство неотвратимости потери, почти физическое, на грани тактильности восприятия. Мы тянемся даже во сне к любимому человеку, ощущая присутствие не столько телом, сколько душой.
И, наконец, трехстишие, которое я выбрала победителем в номинации «Любовь и прочие глупости»

Светает
В моих глазах
Ты
(Рад)

Лаконичное, простое и очень искреннее.  По стилистике оно напоминает мне стихи Хафиза, который считал любовь самым главным чувством в жизни человека, начало и концом осмысленного существования.

…А мой закон — любовь. Не пустословье,
А страсть. Она вселенную творит.
Любовь! Ее не спрятать, не разрушить,
Она — и факел, и скала, и щит…

Красота  в глазах смотрящего, кажется, так было у Оскара Уальда. Начало и конец всему, история, продолжительностью в генную цепочку человечества.

…суть происходящего довольна ясна
не забывать что ты и я попеременно
и рыболов и рыба и сеть и река и блесна…

Поздравляю автора замечательного трехстишия.

***
(Часть вторая. Стихи, вошедшие в финал конкурса «Ранняя весна»).

Я иногда задумываюсь, почему мы так слабо ощущаем смену сезонов? Жизнь горожанина не слишком-то этому способствует. Мы и время суток-то не всегда с точностью определим. Электричество, неон, галогеновые вспышки фар. Встаешь затемно и возвращаешься на закате, становишься рабом удобств и благ цивилизации. Что пугает и привлекает практически с равной силой – стирание границ и узнаваемых черт между мегаполисами.

…Укажите-ка город на свете,
у которого шире развернуты плечи,
где звончее, задорнее песни,
чья живей и кипучее радость,
радость жить, быть грубым, сильным, искусным. ..
Свирепый, как пес, с разинутой пенистой пастью..,
Весь в дыму, с копотью на зубах, осклабясь слепящим оскалом,
Неся бремя судьбы с беззаботной, юной улыбкой,
С беспечным смехом борца, не знавшего поражений,
Похваляющегося со смешком, что в его кулаке кровь играет и бьется по жилкам,
что в груди у него не свое, а народное сердце.

Смеясь! Смеясь буйным, хриплым, горластым хохотом юности,
полунагой, весь в капельках пота гордясь, что он свинобой,
машиностроитель, хлебный маклер, акционер и диктатор на бирже.
А жизнь идет. Неуловимо меняется пейзаж за окном, секунды складываются в минуты, минуты в часы. В какой-то момент понимаешь, что небо становится ясным, чистым, ветер – теплым, снег ноздреватым и полным влаги.

Ленивым золотом текло
Весь день и капало светило,
Как будто влаги не вместило
Небес прозрачное стекло.
И клочья хмурых облак, тая,
Кропили пегие луга.
Смеялась влага золотая,
Где млели бледные снега.

Чувство сопричастности происходящему, не вполне логичное, но оправданное. Кто человек, как не часть этого мира? Может поэтому и не только, начинаешь неосознанно замечать детали, которые не обращал внимания.

Громкое чириканье
Местами снег
Ветер порывистый
(Рад)

И, конечно, вездесущие воробьи, самые городские из горожан, куда же от них деваться?

Один на все поле
Дрогнул весну почуяв
Стебелек кобеля
(ежов михаил)

Стихотворение, которое меня озадачило. Во многих знаниях, многия печали. Иногда профессия играет с нами злую шутку. Я сосредоточенно стала вспоминать все известные мне злаки степной полосы. Все гораздо проще, как всегда, впрочем. Стихотворение было одним из серии, поэтому прочитать его однозначно мне было сложно. Забавное! Я считаю его одним из лучших, присланных на этот тур, но в силу оговоренных условий (стихи должны быть новые), дальше финала оно не вошло.

Слепит зимнее солнце
Совершенно летнее
(Сергей Серый)

Оксюморон, игра слов и понятий. Я затрудняюсь определиться с формой, скорее, это незаконченный верлибр, слишком много в нем европейского. Но хорошо! Парадоксы цепляют самим фактом своего существования и толкают нас на совершение поступков, а дальше…дальше сплошной Кустурица.
И, наконец, стихотворение ставшее победителем тура:

Час пик
После Курского
Пахнет мимозой
(Александр Шитковский)

Как москвичка, я неравнодушна к стихам, в которых мой город присутствует явно и весомо.

…Меня
Москва душила в объятьях
кольцом своих бесконечных Садовых…    

или
…А Москва высока и светла.
Суматоха Охотного ряда.
А потом — купола, купола.
И мы едем, все едем куда-то.

Толчея «трех вокзалов», спешащие люди, случайные попутчики. Помню, в моем детстве, гости с юга, везли чемоданами к 8 марта мимозу и подснежники. Поезда, пахнущие цветами. Это был своего рода ритуал: захороненные в чреве дерамантиновых чемоданов, изящные хрупкие весенние цветы. Их запах все помнят очень остро, может потому, что мимоза появляется первой. За чувство ностальгии, предвкушение весны и момент, точной переданный  и поздравляю победителя!

***
Несколько слов о переписке с Додо.

Если вы хотите непредвзятого судейства, нелицеприятной критики и здорового скепсиса – зовите Додо!
Дальше, цитата из личной переписки. (Я не люблю показывать «кухню», но в этот раз отступлю от своих правил ради пользы дела.)
Дело в том, что мое стихотворение понравилось и Графу и Додо. Я рада этому обстоятельству, но оставлю его вне конкурса.

Додо:
Работ действительно немного, на мой взгляд действительно хорошая — только

дни все длиннее
у скрипача в переходе
голубые глаза
(Tokeda)

Остальные средние или ниже. Как всегда даю дисклеймер — на мой взгляд! вполне допускаю, что есть шедевры, но я просто слеп.
Ты задала высокую планку

в венке из ромашек
дурочка-дурочкой
тебе улыбаюсь

искал, что б не хуже
Додо

Мнение Элины Витомской

***
Хотелось бы озвучить еще несколько соображений по поводу присланных работ и отметить не вошедшее в общий топ-лист.
**
забываю дышать
что-то шепчешь на ухо
о квазарах
(Tokeda)

Сначала не стала включать в «the best», т.к. это немного надуманное стихотворение. Скорее — «затаив дыхание слушаю», «не хочу даже дыханьем нарушить ту близость, которая…», и в этом смысле «забываю» — не самое точное слово. И чего шептать именно о квазарах? О них можно и вслух вполне, тоже мне — тайное знание! А потом подумала – ну чего я занудствую? Может они в телескоп смотрят. Одни в обсерватории ночью. (Помните фильм Вуди Аллена «Магия лунного света»?)  Или не в обсерватории, а просто в обстановке, где лучше шепотом… В общем, тут, в стихе – Любовь, а значит логике и педантизму лучше подвинуться. Поставила стих на пьедестал. Но на третье место. Угу, зануда.
За ним впритык (т.е. четвертое место) в моем списке конкурсных love-хайку идет стих:

мороз за окном
потрескивает меж нами
статическое
(Рад)

— недоговоренность фактическая (опущено слово «электричество») подтверждает недоговоренность между инь и ян, то особое состояние натянутой струны, состояние катода и анода, которое вот-вот должно разрешиться. Если бы не первая строка, можно было бы толковать этот сюжет как про предчувствие громкого скандала, но дан мороз где-то там, за пределами комнаты, поэтому хайку вполне по теме.

**
прошлогодние листья
почти незаметен
ток талой воды
(Wetlin)

— невзрачное на первый взгляд стихотворение, но с умело подобранной лексикой. Почти полное отсутствие звонких и рычащих согласных придает (что парадоксально!) мягкость и усиливает  скрытую динамику сюжета; «ток талой воды» —  это приятно проговаривать даже про себя. Полное соответствие заявленной теме про раннюю весну.
**
чтобы сжечь
ищу целый день
твои письма
(Александр Шитковский)

— продуманная композиция. Именно то, чем интересен жанр в том числе: из трех строк выплеснуть на читателя эмоцию. Здесь этого достигли, перевернув с ног на голову логичное, но вялое повествование «целый день ищу твои письма, чтобы сжечь». Нам сначала, как пощечину, дают раскаленную первую строку «чтобы сжечь»!.. И уже виден нюанс про  состояние лирического героя/героини, правда?

**
слепит зимнее солнце
совершенно летнее
(Сергей Серый)

Неплохая игра слов. Но пока в этом двустишии опора только на эту игру, а этого мало, увы.

**
марсово поле
у вечного огня
курсант и афродита
(светлана кондратьева)

— здесь тоже, по сути, дана игра словами, здесь закопаны аллюзии (отсыл к античности: Марс, Афродита, вечный огонь), и мне нравится эта работа. Но мне не хватило глубины. Ну да, такая вот античная картинка в наши дни, вечный сюжет, и географическое название подсказывает нам это. Получился такой фотоснимок «Олимпусом», наложенный на барельеф из Фессалоник, но не более. Но мне почему-то кажется, что этот (неизвестный мне на данный момент автор) может больше. В рамках этого стиха, в частности. Подумайте над второй строкой, может быть стоит добавить действие. Глаголы иногда дают смысловую глубину. Это я предлагаю наобум, как вариант.
Не до конца поняла, что за картинку нарисовал автор, но что-то красивое:

снежное утро
одним крылом в небе
ангел у крыльца
(philmore place)

Весьма интересная сюжетная интрига кроется во второй и третьей строке про паспорт, но мне не хотелось бы видеть такую лобовую первую строку. Может быть, автор когда-нибудь захочет подкорректировать стих:

Любовь
нежное поглаживание
её паспорта
(Сергей Белый)

То же самое касается стиха про тюльпаны. Первая строка дублирует остальные по смыслу, выглядит заголовком, как то хайку про будку сапожника в одном из МКХ. А остальные строки чудо как хороши!

цветочный ларек
неспешно обметает снег
продавщица тюльпанов
(Tokeda)

Вот это хайку вполне могло бы поучаствовать в конкурсе на равных с остальными:

искрятся лужи
дразнящее нахал
лишь прибавляет сил
(Игорь Шуган)

Оно задорное, по-весеннему дерзкое, с нужной для задуманного звукописью, в нем интрига – «прибавляет сил» для чего? Но я не смогла его оставить даже после первого своего отсева. Увы. А включила бы, если бы оно было прислано в иной форме, вот примерно в такой:

искрятся лужи
дразнящее «нахал!»
лишь прибавляет сил

Мы писали об этом в каком-то из номеров журнала «Улитка». Я уважаю принцип экономной пунктуации как один из инструментов автора, но здесь речь идет о правилах языка, на котором говорит и пишет автор, и на котором читаем написанное мы.
Коль речь зашла об очевидных огрехах в неплохих работах, обращаю внимание на загадочное окно, которое не из стекла, а из снега:

раннее утро
вытоптано сердце
под окном из снега
(Людмила)

— а сюжет-то интересный был, а?
Вот здесь хорошо, но субъективно не согласилась:

чувств
поющие согласные
и мягкие знаки
(Tokeda)

— для меня скорее это гласные, их звучание, их клекот, колебание, протяжность (даже протяженность). Спеть серенаду, пусть даже и на бумаге, весьма сложно, ориентируясь на «в», «т», «к» и пр. Лексическая неточность, хотя и допускаю несогласие автора с моим мнением. Выглядит наброском, этюдом, но поэтично. Из этих строк может рифмованное хорошее получиться.

**
высох ручей
створки ракушки
расстались навсегда
(Ляблин Михаил)

Из-за этого текста я, по сути, и затеяла писать про все то, что описано выше. Просто хотела сказать пару слов про эти строки, ибо жалко было не озвучить. А потом уж разошлась и про все остальные свои сомнения, бухтения и пожелания излилась. Так вот. Это была бы чудесная работа, если бы автор доверял читателю на все 100%. Мы часто допускаем такую ошибку, разжевывая смысл, а это не суть жанра хайку. Читатель сам в состоянии домыслить, что створки ракушки уже никогда не соединить, если они РАСПАЛИСЬ, разломились от зноя. Эстетическая категория «макото» – правдивость изображения – непременное условие в хайку. Пафос «расстались навсегда» уничтожает глубину. «Высох ручей / распались / створки ракушки» – примерно (но лучше еще доработать) в таком (не красиво додуманном, а фактически описанном),  виде пронзительность ситуации выглядит правдивее, четче ложится в сознание читающего. И, соотнося с темой конкурса, читателю интереснее самому домыслить иссякший родник чувств и их безвозвратность. Проиллюстрирую  на примере такого хайку:

«молчим / распалось надвое / бревно в костре» (А.Андреев)

Уфф, пожалуй на этом закончу свои речи, за некоторую назидательность которых прошу меня извинить. Так уж написалось. Спасибо за интересные работы, кои были, вот я даже таким длинным трактатом разразилась. ))

==================
Конкурс проходил с 26 января по 15 февраля 2015 года.
Организатор конкурса Лада Турбина (Tokeda)
Жюри конкурса: Лада Турбина, Элина Витомская, Додо, Graf Mur
(вплоть до публикации итогов конкурса имена авторов конкурсных работ были скрыты как для участников конкурса, так и для жюри)

—————————————-———————
Туве Янсон «Все о мумии-троллях»
П.Неруда «…должно быть нас не могут добудиться», из сб.«Двадцать поэм любви и одна песня отчаянья», М, Иностранная литература, 1976г.
Хорхе Гильен «После застолья»
Сафо. Подруги и ученицы.
А. Иващенко, Г. Васильев «Дурь»
В. Маяковский Люблю, Избранные произведения.
Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд.
Москва, Ленинград: Советский писатель, 1963
К. Комаров. Питер. Прогулка.
А. С. Пушкин «Осень»
Хафиз. «Любовная лирика классических поэтов Востока»
Атморави «И река, и блесна»
Карл Сэндберг. Чикаго
Вячеслав Иванов. Стихотворения и поэмы.
Библиотека поэта. Малая серия.
Ленинград: Советский писатель, 1976
Д. Самойлов. Выезд

Источник: http://pokemongo-go.ru/



Количество просмотров: 1434

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *